Интервью с вице-президентом Toyota в Российской Федерации Ириной Горбачёвой

О том, как пандемия коронавируса повлияла на стратегию Toyota на российском авторынке, о работе завода компании в Петербурге и развитии направления «подключенных» автомобилей в интервью ТАСС рассказала вице-президент ООО «Тойота Мотор» Ирина Горбачёва.

— Вы вступили в новую должность в кризисное для автопрома время. Как вы планируете выстраивать стратегию компании с учетом новых экономических реалий? Каких результатов намерены достичь до конца года и что планируете в долгосрочной перспективе?

— Пандемия коронавируса полностью трансформировала привычный мир вокруг нас. Изменился образ потребления, стиль жизни, еще более важное значение приобрела личная безопасность. Новые вызовы потребовали от нас переосмысления буквально всего бизнес-процесса в соответствии с новыми запросами клиентов. Мы ввели дополнительные меры безопасности на всех этапах от производства до доставки автомобилей в дилерские центры. Также мы сделали акцент на удобном и доступном процессе приобретения автомобиля с помощью онлайн-инструментов и выгодных специальных предложений. Что касается результатов года, то пока об этом говорить преждевременно, наши первоначальные планы сейчас корректируются.

— Вы одна из немногих женщин-топ-менеджеров в автопроме. Какими качествами должна обладать женщина, чтобы добиться такого высокого поста в достаточно мужской сфере?

— На мой взгляд, правила успеха сейчас универсальны: нужно быть профессионалом и всегда стараться выходить за рамки возможного. Находить вдохновение и новые идеи за пределами своей индустрии и не бояться быть любопытным. Каждый вызов нужно рассматривать как возможность использовать его для дальнейшего роста. Что касается женщин на высоких управленческих позициях, то в Toyota я не первая, кто добился успеха. Все зависит только от профессионализма и желания развиваться вместе с компанией.

— С запуском производства 12 мая что изменилось в работе предприятия, учитывая фактор COVID-2019?

— Чтобы противостоять пандемии, мы довели наши стандарты безопасности до абсолюта и разработали дополнительный комплекс мер предосторожности для всех процессов, вплоть до способа передачи ключей владельцу. Он разработан на основе рекомендаций Роспотребнадзора и для нас — не просто формальность. На заводе в Санкт-Петербурге сотрудники создали специальное устройство для бесконтактного открывания дверей. Весь персонал завода, склада, служб логистики и дилеров проходит ежедневный контроль самочувствия, поверхности обрабатываются антивирусными средствами, все носят средства индивидуальной защиты и соблюдают социальную дистанцию. Мы делаем максимум, чтобы ограничить распространение коронавируса на предприятии и в дилерских центрах.

Безопасность — один из основных принципов всей компании. Например, в этом месяце штаб-квартирой Toyota в Японии был открыт свободный доступ всем желающим к новейшей разработке — виртуальной модели манекена для краш-тестов.

— Какой вклад компания внесла в борьбу с COVID-19?

— Мы все в большом долгу перед врачами и волонтерами, которые приняли на себя основной удар, ежедневно рискуя своими жизнями. Toyota, как и многие другие компании, старалась оказать помощь именно этим людям. Мы произвели на заводе Toyota в Санкт-Петербурге маски и щитки, а также передали медучреждениям и волонтерам автомобили из своего корпоративного парка.

— На фоне кризиса в отрасли не планируете ли перейти на 4-дневную рабочую неделю / работу в одну смену? Не ожидается ли сокращение персонала на заводе в Петербурге?

— Сотрудники — это главный актив компании, а не издержки. Мы не рассматриваем вариант сокращения штата и уменьшения рабочей недели в данный момент. Мы ищем возможности оптимизации в других областях. Для сокращения смен у нас тоже нет повода. Остановка завода в период ограничительных мер привела к дефициту автомобилей, и, чтобы удовлетворить высокий спрос, наш завод даже запускал дополнительные смены в выходные дни в мае и июне.

— АЕБ пока не обновила свой прогноз по рынку легковых авто и LCV на 2020 год. Каков прогноз по авторынку РФ компании Toyota?

— Ситуация с самого начала 2020 года развивается максимально непредсказуемо, и даже сейчас пока рано делать прогнозы относительно окончательных показателей, хотя общий тренд понятен. Большинство экспертов сходятся во мнении, что снижение доходов населения при росте цен может привести к дальнейшему падению продаж на автомобильном рынке России.

— С начала года, за исключением «черного апреля», Toyota удерживает 5-е место среди автоконцернов по продажам в РФ. Какие меры помогли компании удержать планку во время кризиса?

— Еще с конца прошлого года автомобильный рынок испытывает давление различных обстоятельств. Сначала повышение утилизационного сбора, затем изменение валютных курсов и введение ограничений из-за коронавируса... Нам нужно было действовать быстро и решительно, чтобы оправдать доверие к бренду. Мы несколько месяцев держали цены на уровне 2019 года, а когда все же были вынуждены их повысить, сделали индексацию незначительной относительно конкурентов.

Совместно с «Тойота Банк» на ряд моделей мы снизили первоначальный взнос по кредиту до 10%, уменьшили ставку до 4%, предложили выгодные условия по лизингу. Нашим другим уникальным преимуществом является продукт. Модели RAV4, Camry, Land Cruiser Prado, Land Cruiser 200, Hilux являются лидерами своих сегментов. А RAV4 после успешного дебюта даже удалось побить собственный рекорд продаж и стать единственной моделью в топ-25 бестселлеров в России за пять месяцев, показавшей рост на падающем рынке.

— Как кризис повлиял на цены на автомобили Toyota?

— Автомобильная отрасль зависит от макроэкономической конъюнктуры. Волатильность курсов валют вынуждает всех иностранных автопроизводителей корректировать свою ценовую политику. Мы стараемся максимально взвешенно подходить к ценообразованию, находя компромисс между рыночными факторами и покупательской способностью. Мы не копируем конкурентов и действуем согласно нашей стратегии поддержки клиентов, стараясь проводить корректировки как можно реже и в минимальном размере. В частности, последняя индексация была в 3–4 раза меньше, чем общее изменение валютного курса в первом и втором кварталах.

— Планируете ли расширять модельный ряд в России? Каких новинок ждать в перспективе?

— Автопроизводители берегут свои секреты до последнего, поэтому информацию о будущих новинках раньше времени мы не разглашаем. Но, чтобы немного приоткрыть завесу, скажу, что мы активно развиваем направление connected cars, или «подключенных» автомобилей. В массовом сегменте мы будем первыми, кто предложит совершенно уникальные опции. У двух моделей Toyota это случится уже этой осенью. Благодаря новым возможностям машины станут удобнее и «умнее», поддерживая легкое и интуитивное управление привычными сервисами. «Подключенные» автомобили смогут, подобно смартфонам, общаться со своими пользователями.

— Все ли дилерские центры компании сейчас открыты?

— Дилерская сеть Toyota уже полностью вернулась к работе. Чтобы гарантировать клиентам безопасность и удобство, мы разработали полноценный комплекс мер предосторожности. Наши дилеры зонировали свои пространства, используют маски, перчатки и защитные экраны, некоторые операции проводятся дистанционно. Да, многое приходится делать впервые. Чтобы проверить, как все будет работать, один из наших ростовских дилеров даже провел предварительное тестирование с участием манекенов.

— Есть ли в планах компании запустить продажи онлайн или внедрить сервис автомобилей по подписке?

— Наши онлайн-инструменты продаж уже работают. Только за апрель количество онлайн-заявок на получение кредита выросло в шесть раз, несмотря на все ограничения. На сайте компании и у дилеров можно выбрать понравившийся автомобиль из базы машин в наличии, у некоторых дилеров — забронировать его и внести предоплату, а также полностью оплатить удаленно после заключения контракта.

Toyota активно развивает это направление, и к концу года возможность купить автомобиль, не выходя из дома, появится у большинства клиентов. При этом в некоторых регионах, где локальные нормативные акты пока не позволяют проводить тест-драйвы в дилерских центрах, наши партнеры уже осуществляют доставку автомобилей клиентам на дом. Что касается подписки, то мы рассматриваем этот формат как перспективный.

— Как у Toyota обстоят дела с развитием экспорта?

— Мы вышли на новый экспортный рынок. Армения стала третьим международным рынком, куда мы поставляем Toyota Camry и RAV4, произведенные на заводе в Санкт-Петербурге. С 2010 года компания успешно экспортирует автомобили в Беларусь, а с 2012 года осуществляет поставки автомобилей российской сборки в Казахстан.

— На ваш взгляд, какой основной урок преподала российским автопроизводителям пандемия коронавируса? Что изменится в автопроме после ее окончания?

— Пандемия стала хорошей проверкой, заставив бизнес оперативно перестроить все процессы и жить в условиях постоянного цейтнота. Сложность всех задач возросла многократно. Гибкость и резерв прочности сейчас стали необходимыми условиями для развития. Нужно иметь возможность мгновенно реагировать и трансформироваться — это главный урок, полученный за первые месяцы года. В первую очередь для этого нужна эффективная команда, где каждый максимально мотивирован и вовлечен в процесс.

Что касается ситуации в целом, то в новых реалиях персональный автомобиль вернул себе актуальность. Онлайн-инструменты утвердились в качестве удобного способа оформления покупки автомобиля, при этом не умаляя значение дилерской сети. Она была и остается ключевым элементом бизнеса нашей компании.

Читать интервью на tass.ru.

Смотрите также

02/04/2021 Тойота повышает производительность труда на российских предприятиях 02/04/2021 Тойота повышает производительность труда на российских предприятиях 31 марта компания Тойота приняла участие в открытии «Фабрики процессов Ленинградской области», созданной в рамках нацпроекта «Производительность труда». 29/12/2020 Моторное масло Toyota получило высшую оценку по итогам независимого исследования 29/12/2020 Моторное масло Toyota получило высшую оценку по итогам независимого исследования Оригинальное моторное масло Toyota получило высшую оценку покупателей по двум ключевым показателям, согласно результатам исследования независимого аналитического агентства «Автостат». 09/10/2020 Итоги продаж Toyota за 9 месяцев 2020 года 09/10/2020 Итоги продаж Toyota за 9 месяцев 2020 года С января по сентябрь 2020 года официальные дилеры Тойота реализовали 66 169 автомобилей. 01/09/2020 С 1 сентября компания Тойота запускает услугу «Легкий обмен» 01/09/2020 С 1 сентября компания Тойота запускает услугу «Легкий обмен» С 1 сентября компания Тойота запускает услугу «Легкий обмен», которая позволяет поменять кредитный автомобиль любого бренда на новую или подержанную модель Toyota.
11/08/2020 Toyota – лучший корпоративный автомобильный бренд в России 11/08/2020 Toyota – лучший корпоративный автомобильный бренд в России В 2020 году Toyota стала лучшим иностранным автомобильным корпоративным брендом в России по версии престижной международной премии Best Brands. 23/07/2020 Тойота оснащает Land Cruiser 200, Land Cruiser Prado и Alphard противоугонным идентификатором Т-Mark 23/07/2020 Тойота оснащает Land Cruiser 200, Land Cruiser Prado и Alphard противоугонным идентификатором Т-Mark Вслед за RAV4 и Camry еще три модели Toyota - Land Cruiser 200, Land Cruiser Prado и Alphard - получили уникальный противоугонный идентификатор T-Mark. 20/07/2020 Современно и просто: Toyota представляет новый дизайн логотипа 20/07/2020 Современно и просто: Toyota представляет новый дизайн логотипа Toyota официально представляет новый фирменный стиль бренда в Европе и России, который включает измененный дизайн логотипа и обновленный шрифт. 20/07/2020 Меморандум о соблюдении мер безопасности в дилерской сети Тойота 20/07/2020 Меморандум о соблюдении мер безопасности в дилерской сети Тойота Компания ООО «Тойота Мотор» подписала с представителями дилерской сети Меморандум о соблюдении мер безопасности в дилерских центрах Тойота и Лексус в период пандемии COVID-19.